Причины возникновения синдрома Стендаля и основные симптомы. Методы терапии заболевания
Во все времена произведения искусства играли немаловажную роль в жизни человека. Соприкосновение с прекрасным вызывает эстетическое удовольствие и ощущение лёгкой эйфории, помогает воодушевиться и зарядиться продуктивной энергией. Однако иногда влияние шедевров искусства вызывает странные, порой неадекватные реакции. Так, известный в психиатрической науке синдром Стендаля проявляется в виде психосоматических изменений в организме человека.
В основном, синдрому подвержены впечатлительные лица, посещающие памятники культуры, музеи, художественные галереи. Личность, охваченная культурно-художественным чувством прекрасного от произведений искусства великих творцов эпохи Возрождения впадает в аффективно-шоковое состояние. Как правило, во время такой неадекватной реакции наблюдается учащённое сердцебиение, затруднённое дыхание, галлюцинации и даже обморочные состояния.
Характеристика синдрома и его основные признаки
Первым психиатром, исследовавшим данное явление, была Грациэлла Магерини, итальянский специалист в области психоневрологии и патопсихологии. Она исследовала близко ста туристов, посетивших памятники культуры Флонеции, которые впоследствии были охвачены состоянием, близким к шоковому. У всех испытуемых были сходные патологические реакции: учащённый пульс и сердцебиение, головокружение, приступы паники и различные виды галлюцинаций. Грациэлла Магерини так же заметила, что приступы, как правило, наступают непосредственно во Флоренции, культурно-историческом городе Италии. Специалист выделила определённые закономерности проявления синдрома в зависимости от национальной и половой принадлежности:
- так как культура азиатских стран и Северной Америки несколько отличается от европейской, люди, проживающие на данных территориях, в меньшей степени подвержены флорентийскому синдрому;
- население Италии имеет иммунитет к психическому расстройству, так как проживает в данной культурной среде с самого детства;
- наибольшую вероятность заболеть синдромом имеют одинокие, сентиментальные лица с высшим образованием (преимущественно религиозным, культурным, филологическим), преимущественно женщины.
Итак, почему же синдром получил именно такое эпонимическое название? Анри Стендаль по своей природе был глубокой и эмоционально-переживающей личностью. Однажды французский писатель посетил флорентийскую базилику Санта-Кроче и был переполнен чувствами от многочисленных фресок, скульптур и гробниц гениев Ренессанса. Стендаля настолько поразила сила искусства, что он чуть не потерял сознание. Весь спектр своих ощущений писатель изложил в книге «Неаполь и Флоренция: путешествие из Рима в Реджио».
У данного психического расстройства существует ещё одно название – флорентийский синдром, так как уже упоминалось выше, чаще всего симптомы расстройства появляются в культурно-исторических местах Флоренции.
После многолетних исследований учёные выделили основные симптомы флорентийского расстройства:
- головокружение;
- учащение сердцебиения и пульса;
- предобморочное состояние;
- ощущение нехватки воздуха, тяжёлое дыхание;
- тошнота;
- дереализация;
- деперсонализация (реже);
- галлюцинации;
- бредовые состояния;
- эйфория;
- истерия (редко);
- повышение уровня тревожности;
- приступы паники;
- агрессия;
- потеря сознания;
- нарушение памяти.
Зачастую приступ начинается при проведении определённого времени в местах, где собрано большое количество культурных и художественных достопримечательностей, например, в музеях, картинных галереях, выставках. Человек настолько внедряется в мир искусства, что как будто попадает внутрь картины, или начинает чувствовать себя великим скульптором давнего времени. Психосоматические изменения при синдроме Стендаля на начальных стадиях приступа всегда сопровождаются учащённым сердцебиением, головокружением и лёгкими проявлениями дереализации. Далее поведение каждого человека носит индивидуальный характер, кто-то начинает петь песни и кружиться в танце прямо посреди музея, а у кого-то возникает непреодолимое желание разрушить скульптуру или другой памятник культуры. Как правило, такое странное явление носит временный характер и исчезает по мере удаления человека из провоцирующей среды, в нашем случае – из музея, галереи и пр. Во всех культурно-исторических местах Флоренции действуют специально-обученные охранники, которые с лёгкостью могут распознать первые признаки синдрома Стендаля.
Флорентийский синдром может протекать в двух видах:
- кратковременный приступ;
- затяжной синдром.
При кратковременных приступах, возникающих исключительно в культурных местах, достаточно просто покинуть помещение с историческими памятниками (картинами, скульптурами). Состояние забвения обычно проходит, как только человек вдохнул свежий воздух и сменил место локации.
Однако бывают случаи, когда приступ переходит в аффективно-шоковую реакцию с затяжным характером и требует немедленной госпитализации. Иногда в состоянии аффекта люди становятся социально-опасными или же могут лишить себя жизни.
Флорентийскому синдрому наиболее подвержены люди:
- в возрасте от 25 -35 лет, преимущественно женщины;
- с высоким уровнем интеллекта;
- с ярким воображением, чрезмерной эмоциональностью и впечатлительностью;
- с высшим культурным, религиозным образованием;
- с тревожными, застревающими чертами характера;
- мнительные, параноидальные личности.
На сегодняшний день не существует однозначных причин появления синдрома Стендаля, однако, существуют некоторые научные предположения. Среди основных гипотетических причин возникновения данного психического расстройства выделяют:
- Большое скопление шедевральных памятников культуры;
- Впечатлительность и эмотивность туристов.
Лечение синдрома Стендаля
Легкие стадии расстройства, как правило, не требуют специализированного лечения, достаточно просто на время изолировать человека от провоцирующих факторов. В некоторых случаях возможно употребление легких седативных и снотворных средств.
Так как клиническая картина флорентийского синдрома сходна с аффективно-шоковой реакцией в качестве медикаментозной терапии широко применяются нейролептики и транквилизаторы.
Довольно эффективной является психотерапия:
- когнитивно-поведенческая;
- рациональная;
- гипноз.
Когнитивно-поведенческая психотерапия флорентийского синдрома направлена на осознание неадекватного и спонтанного поведения в стрессовой атмосфере, поиск вероятных причин и выработку индивидуальных защитных механизмов. Тренер проводит разнообразные психологические тренинги на тему контроля эмоциональных состояний, снижения уровня тревожности и агрессии.
Рациональный психотерапевтический подход синдрома основывается на анализе, критической оценке своего состояния. Приём убеждения направлен на выработку объективных реакций на действие стрессового фактора. Данный психотерапевтический метод эффективно работает в комплексе с гипнозом.
Комментарии и отзывы:
Комментариев нет.