Симптомы вербигерации. Способы диагностики и лечения речевых стереотипий

Вербигерация

Вербигерация представляет собой спонтанное выкрикивание слогов, слов или фраз, не связанных между собой по смыслу. Однообразное повторение слов может выступать признаком шизофрении или стойкой умственной отсталости. Патологическое речевое поведение может наблюдаться у детей, страдающих аутизмом. Данное отклонение относят к речевым стереотипиям, проявляющимся в многократном повторении бессмысленных звуков и слов.

Основное понятие речевых стереотипий

Стойкое систематическое повторение бессвязных звуков, слов или фраз называют речевой стереотипией. Немецкий учёный Э. Крепелин считал, что бессмысленная вербализация слов связана со стойким нарушением мышления и крайне редко поддаётся коррекции. Речевые стереотипии бывают следующих видов:

  • персеверации,
  • вербигерации,
  • стоячие обороты.

Под персеверацией понимают систематическое повторение слов, фраз, умозаключений, которые отложились в сознании индивида. Характер такой речи обычно монотонный и однообразный в основном встречается при нарушениях мышления или моторных афазиях. При персеверациях могут возникать трудности в дифференциации сходных по звучанию согласных букв, например «б» и «п», «в» и «ф» и т.д.

Впервые понятие «вербигерация» было введено в науку психиатром Л. К. Кальбаумом в 1874 году. Данный симптом характеризуется бессмысленным повторением звуков, слов, фраз, иногда больные пытаются употреблять рифмованные повторения. Вербигерирующий характер речи наиболее часто встречается при слабоумии и кататонической шизофрении. Нередко такая бессмысленная словесная стереотипия сочетается с гримасничаньем и двигательными нарушениями.

Стоячие речевые обороты представляют собой повторение одних и тех же фраз и выражений. Чаще всего данный симптом наблюдается при болезни Пика, искаженность речевых оборотов может достигать таких форм, при которых сложно распознать даже первоначальный звук. На протяжении всей беседы с другими людьми больной может многократно обращаться к стереотипным фразам.

У детей нарушение речевого поведения может проявляться в виде эхолалии и палилалии. Эхолалия представляет собой вербальную имитацию слов или фраз других людей. Такие повторения чужой речи зачастую наблюдаются при аутизме, шизофрении и нарушениях мышления.

Явление эхолалии переживал каждый человек в своей жизни, так как имитация звуков и слов других людей является обязательной частью развития речи и обычно начинает проявляться у грудничков в возрасте от 9 месяцев. Эхолаличная речь не осмысливается человеком в полной мере, она всего лишь синтезируется и воспроизводится процессами памяти.

Эхолалия и палилалия (патологическое желание повторять фразы или слова) может также выступать одним из симптомов обессивно-компульсивного расстройства, в качестве навязчивого ритуала.

Речевые нарушения

Патология речи зачастую связана с нарушениями мышления, психическими расстройствами и поражениями головного мозга. Речевые стереотипии могут наблюдаться при следующих заболеваниях:

  • шизофрения,
  • умственная отсталость (олигофрения),
  • аутизм,
  • болезнь Пика,
  • болезнь Альцгеймера,
  • деменция,
  • поражения головного мозга,
  • афазии.

Частыми симптомами кататонической шизофрении выступают: вербигерирующая речь, персеверации и эхолалия. Примерно у трети пациентов с шизофренией наблюдаются вербигерации, которые в основном протекают в комплексе с апраксией и эмоциональными искажениями. Больные могут беспрестанно повторять одни и те же звуки и слова, а потом резко оборвать речевой поток, такая остановка мышления и вербальной активности называется шперрунг. Данный симптом характерен преимущественно для шизофрении, в особенности при её кататонических формах.

При разнообразных степенях умственной отсталости у больных наблюдаются речевые стереотипии из-за невозможности в полной мере осмыслить сказанное. В основном такие повторения проявляются при диалогах, когда больной не может либо понять суть обращённой к нему речи, либо правильно сформулировать ответ на поставленный вопрос. Нередко при слабоумии отмечается парадоксальная (смысловые противоречия) и пуэрильная речь (имитация детской картавости и лепета).

При аутизме стереотипное повторение звуков или слов может указывать на своеобразный стиль общения. Такие персеверации свидетельствует о прогрессивных попытках установить контакт с окружающими, пусть даже таким необычным способом. Зачастую уровень речевого развития у многих аутистов остаётся на уровне эхолалий и звуковой имитации.

Особенности речевых расстройств зависят от локализации поражений центральной нервной системы. При нарушении работы лобного отдела левого полушария головного мозга в основном искажаются динамические особенности речи (например, эхолалия при ответах на вопросы, персеверации речи). При афазиях, речевых патологиях, приобретённых в результате локальных поражений речевых отделов головного мозга, наблюдается наибольшее количество вербальных отклонений. Речь таких больных зачастую автоматизирована и эхолалична, повторение опирается на имитацию простых звуков, слов и фраз, более сложные речевые обороты зачастую недоступны.

Диагностика и лечение нарушений речевого поведения

Речевые стереотипии

При диагностике речевых стереотипий пациента просят выполнить специальные субтесты или ответить на простые вопросы (предполагающие ответы «да», «нет»), повторить сходные по звучанию звуки или триграммы, состоящие из гласных и согласных букв. Дефектолог просит озвучить предметы, находящиеся в комнате, перечислить дни недели, объяснить смысли тех или иных слов или пересказать только что услышанный текст. При исследовании нарушений важным моментом является — установить понимает ли пациент смысл обращённой к нему речи. При подозрениях на лёгкие формы речевых нарушений дефектолог использует более сложные методы исследований, такие как: анализ конструкций падежей, морфологический разбор слов и т.д.

Терапия больных с речевыми нарушениями предполагает:

  • фармакотерапию,
  • лечебную физкультуру, физиотерапию,
  • психологическую коррекцию, работу с дефектологами, логотерапию,
  • психотерапию.

В первую очередь проводится лечение основного заболевания. Восстановления речевой функции зависит от главного диагноза. При афазиях первоначально уделяется внимание автоматизированной речи, далее поэтапно больного обучают процессам осмысления и выделения главной информации от второстепенной. Если основным заболеванием выступает слабоумие, в коррекционных занятиях наиболее уделяется внимание смысловым значениям слов. При лёгких формах шизофрении больных обучают правильному построению предложений, без потери смыслового содержания.

Эффективной можно назвать только ту терапию, которая основана на комплексном подходе, предполагающем лечение и коррекцию всех психических дисфункций основного заболевания.

Восстановление коммуникативных навыков должно происходить не только в коррекционных заведениях, но и в кругу семьи.

Оставьте Ваш комментарий:

Комментарии и отзывы:

Комментариев нет.