Психологические аспекты иерусалимского синдрома. Мессианский бред

иерусалимский синдром

В психиатрической практике термин «иерусалимский синдром» появился относительно недавно, однако, симптомы данного заболевания наблюдались ещё в Средние века. Возникает данный синдром при посещении города Иерусалима, древней святыни паломников. Человек начинает считать себя святым, пророком, призванным на землю для некой святой миссии. Он одевается в белые простыни, имитируя древнее христианское одеяние, начинает проповедовать, нередко впадать в транс. Часто такое поведение имеет только демонстративный характер, однако, известны случаи, когда одержимые своей святостью устраивали массовые беспорядки и применяли физическую агрессию к людям.

Это довольно редкое психическое заболевание, но с каждым годом число больных растёт. Количество пациентов с данным синдромом достигает более 100 человек в год, половина из них требует стационарного лечения и полной изоляции от общественности.

Особенности течения иерусалимского синдрома

Понятие «иерусалимский синдром» первый описал и ввёл в научную терминологию психиатр и доктор наук Хайнц Герман. Он охарактеризовал данное отклонение как манию величия, одержимость мыслями о своём святом предназначении. Центральным ядром в формировании расстройства является появление мессианского бреда, веры в свою божественность и высшее предназначение. Такая психопатия характеризуется нарушением идентичности, деперсонализацией и прочими изменениями в поведении. Представитель немецкой психиатрии Э. Крепелин утверждал, что у лиц, страдающих данным симптомом, наблюдаются изменения в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфере.

Наиболее склонны к мессианскому бреду верующие люди, подверженные психозам. Именно святость и сакральность древнего Иерусалима привлекает половников со всего мира, которые готовы преодолеть огромные расстояния только для того, чтобы ощутить присутствие божественной атмосферы. Одержимые иерусалимским синдромом ведут себя вызывающе, всячески демонстрируя перед публикой свою принадлежность божественному началу, читая проповеди, молитвы.

Ежегодно состояние мессианского бреда охватывает людей разных конфессий, в особенности христиан и иудеев. Лиц, страдающих данным синдромом условно можно разделить на 3 группы:

  • психотическая;
  • предморбидная;
  • дискретная.

Психотическая группа одержимых манией божественного бреда характеризуется наличием психического расстройства. Такие люди чаще всего в анамнезе имеют психопатологии с вспышками манихейского бреда и мании. Известен случай, когда один из представителей данной группы, возомнив себя Самсоном, пытался сдвинуть с места огромные камни Стены Плача. В основном лица с религиозным бредом страдают истерическим расстройством личности.

Мессианский бред

Предморбидные личности, прибывшие в Иерусалим, одержимы магическим мышлением и верой во Второе пришествие. Характер их поведения имеет в основном демонстративный характер без элементов физической агрессии и деструктивного поведения. Такие люди находятся в так называемом пограничном состоянии, они не опасны, однако, их действия не совсем адекватны.

К дискретной группе принадлежат психически здоровые люди, без признаков психопатологии. Однако само присутствие в святом месте вызывает у них тревожность, приятное волнение с элементами эйфории. Туристы находятся в гипнотическом состоянии и становятся внушаемыми, напевают религиозные песни и стихи из Библии. Обычно такое состояние проходит после смены местоположения.

К основным симптомам проявления синдрома относят:

  • изоляция от семьи, желание находится в священных местах в одиночку;
  • облачение в белые простыни по типу святого одеяния;
  • отказ от употребления пищи, сна;
  • отождествление себя с библейскими персонажами, пророками;
  • деперсонализация;
  • религиозный бред;
  • ажитации, гиперкинезы;
  • мания величия;
  • эмоциональная скупость;
  • когнитивные нарушения;
  • истерические припадки;
  • дереализация;
  • демонстративное поведение (громкое религиозное песнопение).

Религиозным бредом страдают в равной степени и мужчины, и женщины, последние часто отождествляют себя с божествами мужского пола, например, с Иисусом. Наиболее опасным сочетанием являются различные формы шизофрении, истерического расстройства личности в комплексе с религиозным синдромом. У больных шизофренией помимо бреда отмечались галлюцинации разного спектра, у истерических лиц – припадки с двигательными нарушениями и афонией.

Наиболее часто вспышки неадекватного поведения происходят возле Стены Плача, где в любое время суток можно наблюдать не только молящихся людей, но и лиц в истерических припадках. В городе действует специальная психиатрическая лечебница, в которую доставляют невменяемых пациентов с бредом реформаторства и манией величия. Для диагностики больных, одержимых мессианским синдромом, используют шкалу PDI, которая позволяет определить уровень религиозного бреда. Также психиатр изучает анамнез, симптомокомплекс и общее состояние психического здоровья пациента для установки точного диагноза. Ежегодно в больнице проходят лечение более 100 человек с мессианским бредом.

Психологический аспект религиозной одержимости

Религиозная одержимость

Согласно психоаналитической теории, одержимость религией возникает как компенсация подавленных желаний и фантазий. Человек с головой окунается в божественную веру, тем самым вырабатывая для себя защитный механизм, не желая осознавать истинные глубинные проблемы. Религиозное поведение зависит от вероисповедания в семье, степени заинтересованности и включенности в данный аспект.

При развитии религиозного психопатологического синдрома наблюдается изменение сознания, которое проявляется в следующих нарушениях:

  • искажение временного восприятия;
  • утрата личностного контроля;
  • нарушение мышления;
  • эмоциональная лабильность;
  • ощущение возрождения;
  • высокая внушаемость;
  • деперсонализационно-дереализационный синдром.

Часто катализатором возникновения религиозного синдрома является психологическая травма или дистресс. Наиболее подвержены данному явлению эмоциональные и внушаемые личности, с элементами конформного и зависимого поведения.

Видео — «Бред отношения, бред величия и мессианство»

Оставьте Ваш комментарий:

Комментарии и отзывы:

Комментариев нет.