Причины возникновения аддиктивного поведения у подростков. Методы лечения и профилактики
Содержание
- 1 Условия возникновения аддикций
- 2 Роль семьи в формировании аддиктиктивного поведения
- 3 Проявления аддиктивного поведения
- 4 Лечение аддиктивного поведения
- 5 Стратегическая семейная психотерапия
- 6 Функциональная семейная психотерапия
- 7 Структурная семейная психотерапия
- 8 Профилактика аддиктивного поведения
Аддиктивное поведение обычно воспринимается как некоторое пограничное состояние между нормой и зависимостью. В ситуации с подростками эта грань особенно тонка. В более общем смысле под аддикцией понимают различные способы ухода от реальности – с помощью игр, психоактивных веществ, навязчивых действий, других видов активности, которые приносят яркие эмоции. Естественная способность к адаптации и преодолению тяжелых жизненных обстоятельств у таких подростков снижена.
«Любые виды аддиктивного поведения у детей – «крик о помощи», сигнал о необходимости срочного вмешательства для сохранения ребёнка полноценным членом общества.»
Условия возникновения аддикций
Невозможно выделить однозначные причины аддиктивного поведения. Для развития реагирования такого типа необходимо сочетание личностных особенностей и неблагоприятной среды.
Обычно выделяют следующие особенности личности, провоцирующие аддиктивное поведение подростков:
- Активная демонстрация превосходства на фоне комплекса неполноценности.
- Склонность к лжи.
- Комфорт в тяжелых, кризисных ситуациях в сочетании с депрессией и дискомфортом в обычной жизненной рутине.
- Глубинный страх перед стойкими эмоциональными контактами с окружающими в сочетании с активно демонстрируемой социальностью.
- Избегание ответственности.
- Стремление обвинять невиновных окружающих в причинённом вреде.
- Высокая тревожность, зависимое поведение.
- Наличие устойчивых моделей, стереотипов поведения.
Аддиктивное поведение в подростковом возрасте развивается при сочетании перечисленных особенностей со следующими условиями:
- Неблагоприятная социальная среда (невнимание родителей к ребёнку, алкоголизм, семейные ссоры, пренебрежение ребёнком и его проблемами).
- Неспособность подростка переносить любой дискомфорт в отношениях.
- Низкая адаптация к условиям школы.
- Нестабильность, незрелость личности.
- Неспособность подростка самостоятельно справиться с зависимостью.
Некоторые авторы выделяют дополнительные факторы риска, которые повышают вероятность возникновения аддиктивного поведения, однако самостоятельно не могут его вызвать:
- Желание быть особенным, выделяться из серой массы обывателей.
- Азартность, стремление к острым ощущениям.
- Незрелость личности.
- Низкая психологическая устойчивость или душевная незрелость.
- Трудности с самоидентификацией и самовыражением.
- Чувство одиночества, беззащитности.
- Восприятие своих житейских обстоятельств как трудных.
- Эмоциональная скудность.
Роль семьи в формировании аддиктиктивного поведения
Основным источником аддиктивного поведения подростков является семья. Диагностика и лечение аддикций вне семейного окружения неэффективны и бессмысленны. При этом верно и обратное – наличие аддиктивной личности в семье (неважно, ребёнка или взрослого) вызывает постепенную её деградацию и переход в деструктивную категорию. Для деструктивных семей характерны:
- Особые способы самовыражения, основанные на компенсации своих отрицательных эмоций на членах семьи или самоутверждение за их счёт.
- Специфические способы решения проблем, возникающих в процессе жизнедеятельности и общения.
- Обязательно наличие зависимостей и созависимостей, при которых любые проблемы, болезни, напряжение приводят к разрушению хрупкого равновесия в отношениях членов семьи.
Установлена взаимосвязь наличия зависимостей или созависимости у родителей и аддиктивного поведения у их детей. Эта связь может проявляться даже через поколение, приводя к развитию зависимостей у внуков людей с алкоголизмом или наркоманией. У многих людей с зависимостями они развились как последствия созависимости у них или их родителей.
Формированию почвы для развития аддиктивного поведения подростков способствуют следующие типы дисфункциональных семей:
- Неполная семья.
- Аморальная семья, для которой характерны алкоголизация, сексуальная распущенность или насилие.
- Криминогенная семья, члены которой имеют судимости или связаны с криминальным миром.
- Псевдоблагополучные семьи, которые не имеют видимых дефектов в структуре и зависимостей, однако в такой семье используются неприемлемые способы воспитания.
- Проблемные семьи, в которых происходят постоянные конфликты.
Семейные проблемы становятся особенно явными по достижении ребёнком подросткового возраста. Требования и правила, установленные родителями, вызывают протест и стремление уйти из-под опеки. Обретение самостоятельности, избавление от контроля родителей являются одними из ведущих целей подростков. Психология аддиктивного поведения утверждает, что в процессе «бегства» из семьи место родителей занимает группа авторитетных сверстников. Эта группа становится новым источником жизненных правил, норм поведения, нравственных ориентиров и жизненных целей.
Проявления аддиктивного поведения
Адаптация к условиям жизни или саморегуляция для повышения эмоционального фона и насыщенности жизни является основной целью, которую преследует аддиктивное поведение. Виды аддикций включают следующие способы достижения этих целей:
- Нарушение пищевого поведения (булимия, анорексия, голодание).
- Химические зависимости (наркомания, токсикомания, алкоголизм, курение).
- Лудомания или гэмблинг – зависимость от игр (азартные игры и компьютерную зависимость обычно разделяют).
- Религиозный фанатизм, сектантство.
Первые три из указанных видов зависимостей предоставляют лёгкий и быстрый способ получить яркие положительные эмоции. Четвёртый вид зависимого поведения помогает аддикту почувствовать себя вовлечённым в нечто значительное, получить некий аналог семьи, который всецело его одобряет и поддерживает.
Степени вовлечённости аддикта в пагубные влечения могут очень сильно отличаться – от редких эпизодов, не влияющих на повседневную жизнь, до тяжелой зависимости, полностью подчиняющей себе субъекта. Поэтому иногда выделяют различные степени тяжести аддикции, самой лёгкой из которых является вредная привычка, а самой тяжелой – биологическая зависимость, сопровождающаяся изменениями в психическом и физическом состоянии.
Диагностика аддиктивного поведения подростков не составляет труда. Проблемы в школе, курение, употребление алкоголя – его явные и требующие немедленного активного вмешательства признаки. Гораздо эффективнее и важнее выявлять и устранять факторы риска и условия, способствующие возникновению аддикций.
Лечение аддиктивного поведения
Основным методом лечения аддиктивного поведения является психотерапия. При лечении подростков с тяжелыми зависимостями может потребоваться госпитализация с курсом дезинтоксикации для выведения из организма накопленного психоактивного вещества.
Большинство школ психотерапии рассматривают аддиктивное поведение подростков как симптом общего неблагополучия семьи. Поэтому основным объектом лечения является семья в целом. Без вовлечения семьи даже успешно оконченный курс лечения не гарантирует полного благополучия в дальнейшем – ведь подросток возвращается в ту же семью, из-за которой развилось аддиктивное поведение.
Общие цели при работе с семьёй аддикта следующие:
- Определить факторы, способствующие употреблению психоактивных веществ подростком.
- Добиться осознания родителями того, что аддиктивное поведение – общесемейная проблема.
- Убедить их в необходимости совместного лечения.
- Изменить дисфункциональные паттерны воспитания.
- Восстановить влияние родителей на подростка.
- Нормализовать взаимоотношения между членами семьи.
- Устранить проблемы родителей, поддерживающие аддикцию ребёнка, в том числе различные зависимости в семье.
- Выработать индивидуальный подход к лечению.
Стратегическая семейная психотерапия
Этот подход подразумевает выявление несоответствия семейной иерархии традиционному и её последующее исправление. В обычных семьях родители управляют детьми. В семьях, где у подростка развивается аддикция, он начинает управлять родителями, оставаясь зависимым от них материально и эмоционально. В процессе психотерапии врач помогает установить такие отношения в семье, при которых родители занимают высшую ступеньку семейной иерархии. Общение между родителями и детьми, помимо эмоциональной составляющей, включает однозначно определённые ожидания от поведения ребёнка, правилах его поведения и мерах, которые будут применены в случае нарушения этих правил. После восстановления нормальной иерархии подросток не может управлять родителями, благодаря чему восстанавливается конструктивное поведение.
Функциональная семейная психотерапия
Этот вид терапии включает ряд стандартных этапов, которые модифицируются в каждом случае индивидуально. В начале лечения психотерапевт анализирует имеющиеся у них ожидания от лечения и помогает сформулировать положительные цели для всех членов семьи. Далее он определяет какие семейные взаимоотношения нуждаются в модификации. В процессе лечения уменьшается негативное восприятие членами семьи зависимости подростка, улучшается внутрисемейная атмосфера, меняются паттерны поведения.
Структурная семейная психотерапия
Данный подход в качестве пациента рассматривает семью в целом. Цель лечения – создание сбалансированной, благоприятной структуры семьи и улучшение её функционирования. Мероприятия для этого подбираются индивидуально в зависимости от типа семейных отношений. Важно согласовать изменения с темпом жизни семьи и ожиданиями её членов.
Профилактика аддиктивного поведения
Традиционно все меры профилактики разделяют на первичную, вторичную и третичную в зависимости от времени вмешательства.
Первичная профилактика аддиктивного поведения подростков подразумевает предупреждение вовлечения детей в любые виды зависимостей. Она направлена на работу с контингентом, полностью незнакомым или недостаточно осведомлённым о действии психоактивных веществ. Этот вид профилактики включает информирование о последствиях зависимостей, приобщение подростков к труду, вовлечение их в активную деятельность, популяризацию спортивных секций, школ искусств, туристских организаций. Также важно осведомление родителей и педагогов о ранних признаках зависимости у подростка.
Вторичная профилактика направлена на раннее выявление начавших употребление психоактивных веществ подростков и помощь им для предупреждения физической зависимости.
Задачи третичной профилактики – реабилитация людей с зависимостями, возвращение их к активной жизни и предупреждение рецидивов.
Детская психическая травма и аддиктивное поведение
Комментарии и отзывы:
Комментариев нет.