Особенности течения аутизма у взрослых. Классификация и диагностика

Аутизм у взрослых

Аутизм является расстройством психомоторного развития, характеризующегося нарушениями социального взаимодействия, словесного и невербального общения, на фоне ограниченного поведения и стереотипных действий. Первые клинические признаки начинают проявляться, как правило, в первые два года жизни ребенка, активно прогрессируют до 12-летнего возраста, затем для них характерен некоторый регресс – пациент, словно, «перерастает» расстройство. Однако определенные клинические признаки, у взрослых людей, остаются на протяжении всей жизни.

Аутизм – проблема врожденного плана, передающаяся по наследству. Факторы внешнего воздействия, лишь стимулируют проявление аутистической симптоматики. Достаточно широкую известность приобрели споры вокруг вакцины против кори и краснухи, после профилактической вакцинации которой, у ребенка начинают проявляться признаки аутизма. Однако данная теория является биологически неоправданной и не носит научного подтверждения.

Поведенческие, когнитивные и речевые терапевтические вмешательства на ранних стадиях расстройства могут помочь маленьким пациентам адаптироваться в окружающем мире, улучшая их социальные и коммуникативные навыки, но, стоит отметить, что специфического лечения против аутизма не существует. Науке известны крайне редкие случаи самостоятельного купирования клинических признаков аутизма, вплоть до полного их исключения.

По состоянию на 2010 год заболеваемость аутизмом составляет два случая на 1000 человек по всему миру, причем риск появления аутизма у мальчиков выше в 4,5 раза, чем у девочек.

Некоторые исторические факты об аутизме

Первое упоминание об аутизме достигло наших дней благодаря коллекции изречений Мартина Лютера, опубликованного в 1566 году. В одном из текстов говорится о неком 12-и летнем мальчике, который, возможно, был поражен аутизмом. Лютер описывал ребенка как бездушное существо, одержимое дьяволом.

Студент медицинского университета Жан Итард описывал ситуацию о пойманном диком мальчишке, у которого присутствовали несколько признаков аутизма. История датирована 1798 годом.

Термин «аутизм», происхождением от латинского «autismus» был вменен в психиатрический лексикон швейцарским психиатром Ойгеном Блейлером в 1910 году, занимающимся изучением шизофрении. Термин описывает расстройство как болезненное самолюбование, зацикливание на собственном внутреннем мире. Блейлер характеризовал аутистическое состояние как «выход пациента в мир своих фантазий и какие-либо попытки повлиять на это приобретут невыносимую сложность».

Впервые, современное понимание термина «аутизм» было применено в 1938 году на лекции Ханса Аспергера, читавшего лекцию об «аутичных психопатах» для немецких студентов Венского университета. Заключительные исследования Аспергера в области психиатрии теперь носят название – синдром Аспергера, расстройство, которое, по разным причинам, долгое время, не было признано в качестве отдельного диагноза до 1981 года.

Признаки аутизма у взрослых

Основателем понятия аутизма в целом, а также – синдрома раннего детского аутизма, принято считать Лео Каннера, который в 1943 году, впервые систематизировал ряд специфических симптомов, характерных для данного вида расстройства. К сожалению, с того времени, современная психиатрия мало продвинулась в изучении причин, патогенеза и лечения аутизма.

Общая характеристика аутизма

Для аутизма характерно проявление первых клинических признаков в возрасте от шести месяцев до трех лет. Затем отмечается развитие и усиление симптоматики, вплоть до 12-летнего возраста, после чего наблюдается некоторая регрессия расстройства. У взрослых признаки аутизма протекают в сдержанной форме, характеризуясь эпизодическими обострениями в зависимости от окружающих обстоятельств, которые могут послужить стимулом. Однако, в целом, клиническая картина остается такой же, как и в детстве.

Признаки аутизма у взрослых, также как и в детском возрасте, сопровождаются триадой симптомов: нарушения социального взаимодействия, понижение интеллектуального развития и стереотипным, повторяющимся поведением. Данные симптомы являются основными, отражающими суть расстройства и могут дополняться факультативными признаками, индивидуальными для каждого пациента.

Нестандартное, а, порой, и странное отношение к окружающему миру, проявляется еще в раннем детстве. Аутичные дети оказывают меньше внимания общепринятым социальным стимулам, им не хватает интуиции, они практически не улыбаются и не смотрят в глаза.

Аутизм тяжелой степени характеризуется интенсивным страданием от одиночества, в любом возрасте, вопреки пресловутому мнению о том, что пациенты стремятся к уединению. Установление и поддержание контактов с другими людьми, зачастую оказываются достаточно трудными для аутистов, для них гораздо важнее качество дружбы, а не количество друзей, что является еще одним признаком глубокого одиночества. Внезапное приглашение на вечеринку, вызовет у страдающего аутизмом человека, глубокие эмоциональные переживания, как положительного, так и отрицательного характера. Он будет удивлен, у него будет сильное желание, но ему будет до последнего казаться, что это злой розыгрыш.

До 50% лиц, страдающих аутизмом, обнаруживают нарушения развития коммуникативных способностей на фоне задержки развития интеллекта и речи. Подобные отклонения, также начинают просматриваться еще в раннем возрасте, когда первые звуки ребенок начинает издавать лишь к двум, а то и трех летнему возрасту. Для более старшего возраста, характерно повторение одних и тех же звуков, слов или целых фраз. Взрослым людям очень сложно высказать свое мнение или поделиться собственным опытом. При беседе с аутистом будет складываться стойкой впечатление, что он очень напряженно подбирает нужные слова, чтобы выразить свою мысль. Кроме того, вести диалог, сопряженный с высокой смысловой нагрузкой, особенно далекой от регулярной деятельности пациента, вести достаточно сложно – нить разговора будет безнадежно потеряна.

Однако стоит отметить, что, несмотря на все трудности коммуникации с внешним миром, среди пациентов встречается довольно много лиц, способных к профессиональному выполнению определенных задач и действий, что особенно характерно для монотонного труда, требующего многократного повторения действий.

К взрослому возрасту формируется стойкая тенденция привязанности к определенному роду занятий, часто на фоне хорошо развитого дара. Среди аутистов много известных художников, скульпторов, музыкантов, гроссмейстеров и даже – программистов и слесарей по ремонту сложных технических устройств.

Стереотипные, повторяющиеся движения – характерный симптом пациентов, страдающих аутизмом. Характер движений или действий может быть различен и развиваться в детстве, имея устойчивую тенденцию к проявлению и во взрослом возрасте. К такому поведению относят:

  • стереотипия – банальные, повторяющиеся движения. Например, хлопанье рукой, мотание головой, раскачивание тела;
  • компульсивное поведение, характеризуется навязчивым желанием исполнять определенные действия в каком-то определенном порядке. К примеру, размещать объекты в возрастающем порядке строго по линии;
  • стремление к изоморфизму. Стандартные действия или окружающие объекты должны быть расположены в строгом порядке и последовательности. Например, пациента может сильно раздражать, если отвлекать во время чистки зубов или попытаться передвинуть мебель в его комнате;
  • ритуальное поведение предполагает неизменные алгоритмы в повседневной деятельности – одинаковое меню или гардероб;
  • ограниченность в интересах – пациента может заинтересовать одна и та же программа по телевидению или видеоигра;
  • нанесение вреда собственному здоровью или окружающих. Такое проявление встречает реже и характеризуется стремлением ткнуть в глаз, укусить или удариться головой об стену.

Классификация аутизма

Более точная классификация аутизма по силе и качеству клинических проявлений, систематизирована для синдрома раннего детского аутизма, однако, как уже говорилось, во взрослом возрасте симптоматика сглаживается и характеризуется сохранением основного направления течения расстройства.

Генез аутизма разделяют на четыре основных вида, различных по силе тяжести болезни.

  • Первая группа пациентов является самой тяжелой и характеризуется практически полным отрешением от окружающего социума – социальный аутизм. Такие люди всегда одиноки, крайне редко сочетают свои отношения узами брака, предпочитают жить в одиночестве. Отличительной особенностью представителей группы социального аутизма является практически постоянное молчание.
  • Вторая группа частично отвергает окружающую социальную сферу. Пациенты этой группы находят профессиональную деятельность, сопряженную с занятием любимым делом, могут завести семью.
  • Пациенты третьей группы ведут более активный образ жизни, находят себя в серьезных профессиональных навыках, могут заниматься исследовательской и научной деятельностью, практически не проявляя признаков болезни.
  • Четвертая группа является самой легкой формой, при которой во взрослом возрасте заметны лишь эпизодические моменты проявления отклонений, которые выражаются при определенном стечении провоцирующих обстоятельств.

Диагностика аутизма и лечение

Учитывая врожденность расстройства и недостаточную изученность этиологических и патогенетических механизмов при аутизме, медикаментозная терапия при данной патологии практически не проводится. Специфическая диета при аутизме не разработана, народных методов лечения не существует. С целью диагностики аутизма в основу закладывают клинический анализ поведения, которое должно включать, как минимум, шесть основных клинических признаков, обуславливающих аутизм, а два из них должны характеризовать социальные нарушения.

Кроме исследования общей симптоматики, в медицинской практике, для диагностики аутизма с параллельным исключением дополнительных патологий личности, применяют несколько диагностических инструментов – опросники для проведения диагностического интервью с пациентом или его родителями, различные шкалы наблюдения и оценивания интеллектуальных способностей пациентов.

Симптомы аутизма у взрослых

Основные методы лечения при аутизме проводятся, в основном, в детском возрасте. Однако, в некоторых случаях, особенно это касается представителей первой формы, возможны регулярные восстанавливающие мероприятия, профилактического направления.

Существуют целые школы, мастер-классы для людей, страдающих синдромом аутизма, где в любой момент могут принять всех желающих любого возраста.

Стоит отметить, что в нашей стране не принято называть аутизм болезнью. Хотя для этого расстройства нервной системы характерны некоторые задержки умственного развития, речи и возникают трудности в социальной адаптации, с возрастом, данные отклонения сдерживаются и многие из них исчезают, давая возможность человеку максимально реализовать себя в окружающем социуме.

Аутисты не больные, они – другие, поэтому задавать вопрос «Как лечить аутизм?» не совсем корректно.

Оставьте Ваш комментарий:

Комментарии и отзывы:

  • Вадим | 09.10.2015

    Интересно, как адаптируются в жизни люди, больные аутизмом. Вы пишите, что у них страдают коммуникативные навыки, проблемы с общение и высказыванием своего мнения. И как отличить просто замкнутого человека и больного аутизмом.

  • Evgen | 26.11.2015

    Брату 26 лет. Он сидит все время дома, не любит новых людей и неохотно разговаривает с окружающими. Зато любит складывать пазлы и кубики. Что-то изменить в жизни, поменять мебель, купить новую тарелку – вызывает истерику. Он и в детстве был такой, родители думали перерастет и все пройдет. Родители стареют, а брат не хочет с ними расставаться. Что можно сделать?

  • onevroze | 27.11.2015

    Обычно аутизм начинают лечить еще в детстве. Часто такие детки получают инвалидность и наблюдаются у психиатра, назначается медикаментозная терапия. В основе терапии аутизма у взрослых лежит помощь в социализации, преодоление страха перед окружающими.