Что такое аддикция. Этапы развития, особенности личности и профилактика
Содержание
Аддикция – пристрастие к изменяющим сознание веществам или навязчивая потребность в определённых действиях, не достигающая уровня физической зависимости. Соответственно аддиктивное поведение основывается на постоянной потребности в каких-либо препаратах, алкоголе, курении, навязчивом поведении (переедание, стойкие паттерны поведения), целью которой является изменение эмоционального состояния и восприятия окружающей действительности. Аддиктивное поведение широко распространено и отличается высокой устойчивостью к лечению и малой обратимостью.
Этапы развития аддикции
В эволюции патологических пристрастий выделяют следующие ступени, их же можно рассматривать в качестве степеней тяжести проявлений аддиктивного поведения:
- Этап первых проб.
- Этап «аддиктивного ритма», на котором учащаются эпизоды аддикции и вырабатывается соответствующая привычка.
- Этап явного аддиктивного поведения – аддикция становится единственным вариантом реагирования на жизненные неурядицы, при этом стойко отрицается её наличие, имеется дисгармония между представлением человека о себе и действительностью.
- Этап физической зависимости – аддиктивное поведение становится преобладающим, управляет всеми сферами жизни человека, эффект повышения настроения исчезает.
- Этап полной физической и психической деградации – из-за постоянного употребления психоактивных веществ или пагубного поведения нарушается работа всех органов и систем, резервы организма истощаются, появляется множество тяжелых заболеваний в сочетании с выраженной зависимостью. На этом этапе аддикт может совершать правонарушения, проявлять насилие.
Классификация аддикций
Выделяют следующие виды аддиктивного поведения:
- Химическая зависимость (наркомания, токсикомания, курение, алкоголизм).
- Нарушения пищевого поведения (анорексия, голодание, булимия).
- Нехимические типы зависимостей (игровая, компьютерная, сексуальная, навязчивые покупки, трудоголизм, пристрастие к громкой музыке, и т.д.).
- Крайние степени увлечения каким-либо видом деятельности, приводящие к игнорированию имеющихся жизненных проблем и их усугублению (религиозный фанатизм, сектантство, МЛМ).
Данная классификация аддиктивного поведения учитывает максимальное количество его видов, однако такое разделение достаточно условно – группы нехимических зависимостей и чрезмерных увлечений весьма близки и разделяются в основном по наличию или отсутствию соответствующей нозологической группы в номенклатуре болезней.
Последствия разных видов аддикций для человека и общества существенно отличаются, поэтому к части из них отношение нейтральное (курение) или даже одобрительное (религиозность).
Формирование аддиктивной личности
Ряд особенностей главных общественных институтов способствует формированию аддикций. Рассмотрим их подробнее.
Семья
Дисфункциональная семья – один из определяющих факторов в появлении девиантного поведения. К ним относятся семьи, в которых один из членов страдает химической зависимостью, а также семьи эмоционально-репрессивного типа, в которых имеется сходный тип отношений.
Для этой группы семей характерны двойные стандарты в общении, отрицание явных проблем, культивирование иллюзий, отсутствие помощи со стороны родителей, вследствие чего ребёнок привыкает лгать и недоговаривать, становится подозрительным и злым.
Дети в таких семьях испытывают сильный дефицит положительных эмоций, родительской поддержки и участия. Обращение с ребёнком часто жестокое, семейные роли устойчивые, родители авторитарные, общение сопровождается частыми конфликтами. Отсутствуют определённые границы личностей, личное пространство. Дисфункциональные семьи очень закрыты, информация о внутренних проблемах скрывается, при этом внутри семьи полностью отсутствует определённость, не выполняются обещания. Возможны случаи сексуального насилия. Дети в таких семьях вынуждены рано взрослеть.
Система образования
Школьная система поощряет непрерывную напряженную работу по обучению, полностью игнорируя межличностные отношения. В результате у детей не остаётся свободного времени для самопознания, общения, что приводит к отсутствию опыта реальных житейских ситуаций, умения жить в текущем моменте. Ребёнок боится трудностей и всеми силами избегает их. Сохраняя после окончания школы привычные модели избегания трудностей, дети, хорошо учившиеся в школе, часто приобретают тяжелое девиантное поведение. Аддиктивное реагирование особенно легко развивается у учеников школ для одарённых детей, которых помимо школы записывают на дополнительные занятия и в кружки. У них отсутствует всякая возможность инициативы, из-за чего при столкновении с реальной жизнью они реагируют чувством страха и паники вместо мобилизации и поиска выигрышных стратегий. Кроме знаний школьное обучение прививает устаревшие, негибкие убеждения, взгляды, способы реагирования, неприменимые в жизни.
Также немаловажна личность учителя, каковые в сегодняшних условиях не всегда являются достойным примером, особенно в силу профессиональной деформации.
Религия
С одной стороны, религия помогла спастись, избавиться от зависимостей и дала смысл жизни многим людям. С другой, религия сама по себе может стать сильным аддиктивным агентом. Человек может не заметить постепенного вовлечения в секту, деструктивную по отношению к жизни её членов. Даже традиционное христианство отчасти способствует формированию аддиктивного поведения – идеи смирения, терпения, принятия близки созависимым личностям и аддиктам отношений.
Характеристика аддиктивных личностей
Все больные с девиантным поведением имеют ряд особенностей, часть из которых являются причиной, а часть следствием аддикции. К ним относятся:
- Уверенность и хорошее самочувствие в сложных обстоятельствах наряду с плохой переносимостью обычной житейской рутины. Эта особенность считается одной из основных причин аддиктивного поведения – именно стремление к комфортному самочувствию заставляет таких людей искать острых ощущений.
- Аддиктивные личности предпочитают говорить неправду, обвинять окружающих в собственных ошибках.
- Для них характерны яркие внешние проявления превосходства в сочетании с заниженной самооценкой.
- Страх глубоких эмоциональных контактов.
- Избегание ответственности.
- Тревожность и зависимость.
- Манипулятивное поведение.
- Стремление к уходу от повседневной реальности и поиск интенсивных чувственных и эмоциональных переживаний, которое осуществляется путём своеобразного «бегства» — в работу, фантазии, в самосовершенствование, в миры наркотиков или алкоголя.
Профилактика аддиктивного поведения
Для эффективной профилактики аддиктивного поведения крайне важно раннее её начало. Поэтому значительное внимание уделяется первичной профилактике – предупреждению возникновения зависимого поведения. Она включает следующие этапы:
- Диагностический – выявление детей, личностные особенности которых свидетельствуют о возможности аддиктивного поведения с помощью наблюдения и психологических методик. Для уточнения состава группы риска возможен сбор информации о моделях поведения детей, составе семьи, интересах ребёнка у педагогов. Наблюдение за ребёнком поможет выявить в их речи негативные высказывания о себе, обвинения окружающих, отсутствие личного мнения и интересов.
- Информационный – распространение среди детей информации о вредных привычках, сексуальном поведении, методиках борьбы со стрессом, технологиях общения.
- Коррекционный – направлен на исправление негативных привычек и взглядов, формирование конструктивного подхода к жизненным трудностям, прививание навыка работы над собой, эффективного общения.
Вторичная профилактика аддиктивного поведения направлена на выявление и лечение людей с ранними стадиями аддикции, а третичная – на социализацию излеченных от зависимостей личностей.
Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация
Комментарии и отзывы:
- Татьяна | 12.08.2017
Здравствуйте, УвАЖАЕМЫЕ ПСИХОЛОГИ! мОЕМУ СЫНУ 35 ЛЕТ, ОН НЕ ЖЕНАТ, БЕЗ РАБОТЫ, ЗАКРЫВАЕТСЯ В КОМНАТЕ, АГРЕССИВЕН И Т.П. Я КУПИЛА ЕМУ КОМПЬЮТЕР, КОГДА ЕМУ БЫЛО 10 ЛЕТ, ОН ОСТАВАЛСЯ ДОМА ОДИН И ВИДИМО ВСЕ СВОЕ ВРЕМЯ ПРОВОДИЛ В ИГРАХ И ПОРНО. Я НАЧАЛА ПОЛЬЗОВАТЬСЯ КОМПЬЮТЕРОМ, КОГДА СЫН УЖЕ УЧИЛСЯ НА 1-М КУРСЕ ИНСТИТУТА, СООТВЕТСТВЕННО ЗНАНИЙ ОБ ЭТОЙ ЗАРАЗЕ У МЕНЯ НЕ БЫЛО НИКАКИХ ВООБЩЕ. КОРНИ ЕГО ПРОБЛЕМЫ КОНЕЧНО ГЛУБЖЕ, ЧЕМ ПРОСТО КОМПЬЮТЕР. Я САМА ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ, МАТЬ МЕНЯ ДУБАСИЛА ЗА ЛЮБУЮ ПРОВИННОСТЬ, ДАЖЕ ЗА ТО ЧТО МОЙ ОТЕЦ ЕЕ БРОСИЛ. МОЙ МУЖ, ОТЕЦ МОЕГО НЕСЧАСТНОГО СЫНА, ПОСЛЕ СРОЧНОЙ СЛУЖБЫ В АРМИИ НАЧАЛ ПИТЬ, БИЛ МЕНЯ БЕРЕМЕННУЮ, НЕ ЗАБОТИЛСЯ О НАС, И БЫЛ ЭГОИСТОМ. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАВИСИМОСТЕЙ У МОЕГО СЫНА, КАК Я ПОНИМАЮ, — ЭТО МОЯ тРЕВОЖНАЯ БЕРЕМЕННОСТЬ, РОДОВАЯ ТРАВМА, ОТСУТСТВИЕ ОТЦА, НЕПРАВИЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ. Я СТАРАЛАСЬ УБЕРЕЧЬ ЕГО ОТ ТРУДНОСТЕЙ, ДА ВОТ НЕ УБЕРЕГЛА. ЛУЧШЕ БЫ Я ЕГО БРОСИЛА НАВЕРНОЕ, У НЕГО ТАК БОЛЬШЕ БЫЛО БЫ ШАНСОВ СТАТЬ СИЛЬНЫМ И СВОБОДНЫМ. У НАС С НИМ СЛОЖНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, Т.К. СЫН ВО ВСЕМ МЕНЯ ОБВИНЯЕТ. Я ВИЖУ ЕГО СЛАБОСТЬ, БЕСЦЕЛЬНОСТЬ, НЕРВОЗНОСТЬ, ЧТО ПРИ ЕГО БОЛЬШОМ ИНТЕЛЛЕКТЕ ДЛЯ НЕГО САМОГО СТАНОВИТСЯ НЕВЫНОСИМЫМ. НАЧАЛ КУРИТЬ В 23 ГОДА, УПОТРЕБЛЯЕТ АЛКОГОЛЬ, СТАЛ ПОПРАВЛЯТЬСЯ. ЗА ЧТО БЫ НИ БРАЛСЯ В ПЛАНЕ РАБОТЫ — РЕЗУЛЬТАТ НУЛЕВОЙ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ. КАК ЕМУ ПОМОЧЬ? СОБОЙ ЗАНИМАЮСЬ ПОСТОЯННО, ПО СИСТЕМЕ ДЖО ДИСПЕНЗА, БАЙРОН КЕЙТИ «РАБОТА», И ПР. НЕ МОГУ ГАРАНТИРОВАТЬ, ЧТО ОН СОГЛАСИТСЯ НА ЛЕЧЕНИЕ. НО, ПРОБОВАТЬ НАДО.